Органы местного самоуправления: понятие и структура

Введение поправок в Конституции относительно единой системы публичной власти актуализировало интерес к изучению органов муниципальной власти в Российской Федерации. Такой интерес в первую очередь связан с тем фактом, что от эффективного функционирования органов муниципальной власти во многом зависть общая эффективность работы всей системы публичной власти, а значит и социально-экономическое развитие государства в целом.

Понятие муниципальных органов власти носит легальный характер и содержится в отечественном законодательстве. Так, статья 2 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет следующее понятие органов местного самоуправления: «избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения».

Орган местного самоуправления можно рассматривать как органы самоуправляющихся территориальных сообществ, каковыми, по сути, являются муниципальные образования. Данные органы формируются непосредственно населением либо представителями населения (представительным органом) и несут ответственность за ненадлежащее осуществление своих полномочий, прежде всего перед жителями муниципального образования. Им принадлежит особое место в демократической системе управления обществом и государством, и оно определяется, прежде всего, тем, что наличие органов самоуправления обеспечивает такую децентрализацию системы управления, которая делает эту систему наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций.

Представленные понятия позволяют выделить несколько признаков органов муниципальной власти, которые выделяют их среди иных органов власти в единой системе публичной власти. Так, к числу указанных признаков можно отнести:

— способ образования органов муниципальной власти. В законе четко прописаны два основных способа создания указанных органов. В первую очередь органы муниципальной власти образовываются посредством непосредственного избрания населением муниципального образования. В большинстве случаев речь в данном случае идет об избрании отдельных должностных лиц. Вторым способом образования органов местного самоуправления выступает создание указанных органов представительным органом муниципального образования. В большинстве случаев речь в данном случае идет о различных исполнительных органах муниципальной власти;

— наличие собственных полномочий. Отметим, что органы муниципальной власти не входят в систему органов государственной власти, а наделены собственным перечнем уникальных полномочий;

— назначением органов муниципальной власти выступает разрешение вопросов местного значения. Отметим, что понятие «вопросы местного значения» также раскрывается в тексте Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно положениям указанного нормативно-правового акта под вопросами местного значения понимается: «вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно». Понятие вопросов местного значения включает в себя бюджетные отношения муниципального образования, вопросы муниципального правотворчества, организацию инфраструктуры муниципального образования, создание условий для социально-экономического обеспечения жизни населения муниципального образования.

Не менее важным вопросом в контексте изучения органов местного самоуправления выступает изучение вопроса об их структуре. Отметим, что в рамках юридической литературы существуют различные подходы к классификации органов муниципальной власти. Так, к примеру, органы муниципальной власти можно подразделять по их внутренней структуре. В рамках указанной классификации можно выделить единоличные и коллегиальные органы муниципальной власти. Единоличные органы власти представляют собой конкретное должностное лицо, которое наделено властными полномочиями по разрешению вопросов местного значения. Коллегиальные органы власти в свою очередь представляют собой целую группу людей, объединенных в рамках конкретного органа власти, которые осуществляют различные полномочия по разрешению вопросов местного значения.

В качестве еще одного основания для классификации органов муниципальной власти выступает их обязательный или необязательный характер. Напомним, что муниципальные образования самостоятельно разрешают вопросы о создании тех или иных органов власти на своей территории. В то же время федеральное законодательство Российской Федерации содержит в себе положения о тех органах местного самоуправления, которые должны быть созданы на территории муниципального образования в обязательном порядке. К числу таких органов можно отнести: представительный орган муниципального образования, местная администрация, глава муниципального образования. Муниципальные образования вправе образовывать и иные органы власти, регулирование которых осуществляется на основе муниципальных правовых актов.

В юридической литературе встречаются и иные подходы к классификации органов местного самоуправления. Так, к примеру, по способу создания органов власти они могут подразделяться на назначаемые и выборные. Также органы могут быть: общей и специальной компетенции, нормотворческие, исполнительно-распорядительные, контрольные, избирательные и т.д.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что органы местного самоуправления представляют собой избираемые населением или образуемые представительным органом муниципального образования органы власти, создаваемые на самоуправляющихся территориях (муниципальных образованиях) в целях разрешения вопросов местного значения и обладающие собственной компетенцией.  Структура органов местного самоуправления включает в себя перечень обязательных органов власти, которые должны быть образованы на территории муниципального образования. К числу таких органов муниципальной власти относится контрольно-счетный орган муниципальной власти, правовое регулирование деятельности которого мы рассмотрим в следующем параграфе.