
Контрольно-счетный орган муниципального образования представляет собой уникальный самостоятельный орган власти, в полномочия которого входит осуществление внешнего муниципального финансового контроля. Особый характер указанного муниципального органа власти также обуславливает наличие в рамках отечественного законодательства специального подхода к его созданию и формированию его структуры.
Напомним, что согласно положениям Федерального закона № 131-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования является назначаемым органом муниципальной власти. Указанное положение означает, что указанный орган образуется не в результате прямых выборов населением муниципального образования, а в результате решения представительного органа муниципальной власти. При этом вопрос о создании указанного органа решается на местном уровне иными органами муниципального образования исходя из потребностей самого муниципального образования. Указанное положение свидетельствует о тесной связи двух указанных нами органов друг с другом. Так, при создании контрольно-счетного органа он становится подотчетным представительному органу муниципального образования. Однако, при этом контрольно-счетный орган сохраняет свою независимость и самостоятельность. Более того прекращение полномочий представительного органа власти муниципалитета не влечет за собой прекращение полномочий контрольно-счетного органа муниципального образования.
Образование контрольно-счетного органа муниципального образования осуществляется представительным органом власти на основании муниципальных правовых актов (таких как: Устав муниципального образования, Регламент деятельности представительного органа власти и другими), а также согласно общим положениям о создании контрольно-счетного органа муниципального образования, предусмотренным в федеральном законодательстве Российской Федерации. В рамках указанных нами муниципальных правовых актов также осуществляется регулирование вопросов, связанных с наименованием, структурой, полномочиями контрольно-счетного органа власти. При создании контрольно-счетного органа муниципальной власти может быть принято решение о присуждении такому органу статуса юридического лица.
Согласно положениям действующего законодательства Российской Федерации обязательными структурными элементами состава контрольно-счетного органа муниципального образования должны выступать председатель контрольно-счетного органа, а также аппарат контрольно-счетного органа муниципального образования. Также в рамках создания контрольно-счетного органа в его составе могут быть предусмотрены должности заместителя председателя контрольно-счетного органа и аудиторов контрольно-счетного органа. С созданием указанных должностей и структурных элементов происходит образование контрольно-счетного органа муниципального образования. Ввиду данного положения мы более подробно рассмотрим процесс создания указанных структурных элементов контрольно-счетного органа муниципальной власти.
Отметим, что согласно положениям федерального законодательства Российской Федерации председатель, заместитель председателя и аудиторы контрольно-счетного органа муниципального образования назначаются на свои должности по решению представительного органа муниципального образования.
Председатель контрольно-счетного органа муниципального образования представляет собой должностное лицо, которое осуществляет непосредственное прямое руководство деятельностью указанного органа муниципальной власти. Как мы уже отметили ранее, председатель назначается на должность представительным органом муниципального образования. При этом в рамках отечественного законодательства установлен круг лиц, которые могут вносить предложения о кандидатуре председателя контрольно-счетного органа в представительный орган муниципальной власти. К числу указанных лиц можно отнести:
— председателя представительного органа власти;
— не менее чем одну треть от установленного числа депутатов представительного органа власти;
— главу муниципального образования.
Также закон допускает наличие в муниципальном законодательстве положений о том, что к указанному перечню лиц также можно отнести различные комитеты, а также комиссии, являющиеся частью представительного органа муниципальной власти.
Предложение кандидатур на должности заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа муниципального образования вносятся в представительный орган муниципальной власти на основании положений муниципального законодательства. При этом, как и в случае с председателем контрольно-счетного органа представительный орган муниципального образования наделен правом на обращение в контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации в целях проведения проверки соответствия кандидатов тем квалификационным требованиям, которые установлены для данных должностей на уровне федерального законодательства.
Отметим, что федеральное законодательство Российской Федерации содержит в себе три основных квалификационных требования, которые предъявляются к кандидатам на должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа муниципального образования. Перечень указанных требований включает в себя:
— образовательный ценз. Так, кандидаты на указанные должности должны в обязательном порядке иметь высшее образование. При этом федеральное законодательство не уточняет какое именно образование должен иметь кандидат, что на наш взгляд является некоторым упущением со стороны отечественного законодателя. Представляется, что наиболее подходящими специализациями для данных должностей являются специализации, связанные с юриспруденцией, государственным и муниципальным управлением, экономикой, финансами;
— наличие определенного опыта работы. Отметим, что несмотря на то, что отечественный законодатель не специфицирует образовательный ценз, он, однако, закрепляет иное требование к кандидатам на рассматриваемые нами должности, связанное с наличием определенного опыта работы не менее пяти лет. К числу сфер деятельности, в которых у кандидата должен быть опыт работы, относятся: государственное или муниципальное управление, государственный или муниципальный контроль (аудит), юриспруденция, экономика, финансы;
— наличие знаний Конституции Российской Федерации, федерального законодательства (в частности, бюджетного законодательства Российской Федерации), регионального и муниципального законодательства, затрагивающих вопросы бюджетного процесса, а также осуществления внешнего муниципального финансового контроля.
Помимо указанных квалификационных требований законодатель также предусматривает отдельные основания, при наличии которых лицо не может претендовать на должность председателя, заместителя председателя и аудитора контрольно-счетного органа муниципального образования. К числу таких оснований относятся:
— наличие у лица неснятой или непогашенной судимости;
— признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным;
— отказ гражданина от прохождения процедуры допуска к государственной или иной охраняемой законом тайне;
— выход гражданина из гражданства Российской Федерации либо наличие у гражданина гражданства иностранного государства, а также иных документов, которые подтверждают право данного гражданина на постоянное проживание на территории иностранного государства;
— наличие близкого родства или свойства с лицами, которые замещают некоторые должности в иных органах муниципальной власти. Так, к примеру, кандидаты не могут состоять в указанных отношениях с главой муниципального образования, а также с главой местной администрации и т.д.
Проверка указанных сведений, а также соответствия лица квалификационным требованиям осуществляется в порядке, который предусматривается региональным законодательством субъекта Российской Федерации.
Аппарат контрольно-счетного органа муниципального образования в свою очередь образуется по средствам набора в штат инспекторов и иных штатные работники. Именно на инспекторов возложена обязанность по проведению внешнего муниципального контроля.
Обобщая вышеизложенное, отметим, что порядок образования контрольно-счетного органа муниципального образования регулируется положениями как федерального, так и регионального и муниципального законодательства. При этом действующее федеральное законодательство Российской Федерации содержит в себе четко сформулированные требования к различным должностям контрольно-счетного органа, включая должность председателя, должность заместителя председателя и должности аудиторов контрольно-счетного органа власти.