
Деятельность контрольно-счетного органа муниципального образования строится не только на основе отдельных правовых норм, закрепленных в федеральном, региональном и муниципальном законодательстве, но также и на основе отдельных принципов. Указанные принципы в юридической науке представляют собой основополагающие начала деятельности указанного органа муниципальной власти, которым он руководствуется в процессе принятия должностных решений. Отметим, что основные принципы деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования заключены в рамках статьи 4 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
Первым и ключевым принципом деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования выступает принцип законности. В рамках юридической литературы принцип законности раскрывается как соответствие деятельности определенного органа власти положениям отечественного законодательства. Таким образом, деятельность контрольно-счетного органа муниципального образования не просто регулируется нормами Конституции, Бюджетного кодекса, иного федерального, регионального и муниципального законодательства, но и должна строго соответствовать положениям указанных нормативно-правовых актов. Любое противоречие указанным нормативно-правовым актом в деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования является незаконным.
Вторым принципом деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования выступает принцип объективности. Указанный принцип означает, что в деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования недопустимо возникновение определенной предвзятости к объектам финансового контроля, а также гражданам, обращающимся в орган, и иным лицам. Проведение проверок и иных мероприятий в ходе осуществления внешнего муниципального финансового контроля должно осуществляться беспристрастно.
Третьим принципом деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования выступает принцип эффективности. Значение указанного принципа состоит в том, что деятельность контрольно-счетного органа муниципального образования должна идти на благо экономического и иного развития муниципального образования, а в рамках единой системы публичной власти и на благо всего государства в целом. Для достижения целей эффективности деятельности контрольно-счетные органы муниципальных образований осуществляют деятельность по контролю за эффективностью использования бюджетных средств, оценке эффективности предоставления налоговых льгот и иных преимуществ объектам финансового контроля и т.д. Для более грамотной реализации принципа эффективности деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования также разработаны уже упомянутые нами стандарты внешнего муниципального финансового контроля.
Четвертым принципом деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования выступает независимость. Указанный принцип включает в себя несколько положений, которые регулируют самостоятельный характер деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований. К числу указанных положений можно отнести:
— общую независимость деятельности контрольно-счетных органов от деятельности иных органов власти, а также от действий объектов финансового контроля;
— право контрольно-счетных органов муниципальных образований на самостоятельное определение предмета, объектов, а также методов проводимого ими внешнего муниципального финансового контроля;
— предоставление контрольно-счетным органам муниципальной власти свободного доступа ко всей информации, которая необходима для разрешения их должностных задач;
— свобода от любого политического и иного воздействия на деятельность контрольно-счетных органов муниципального образования.
Пятым принципом деятельности контрольно-счетного органа муниципальных образований выступает принцип гласности. В юридической литературе принцип гласности рассматривается как наличие у государственных органов, учреждений, граждан и иных заинтересованных лиц свободного доступа к информации о деятельности контрольно-счетного органа. Отметим, что на сегодняшний день большинство контрольно-счетных органов муниципальных образований, в том числе Контрольно-счетная палата города Волгограда, имеют собственные интернет-ресурсы, на которых размещается информация о деятельности такого органа, правовых документах, издаваемых органом, новостях в сфере финансового контроля и иных сведениях о деятельности органа.
Заключительным принципом деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования выступает принцип открытости. Указанный принцип означает, что деятельность указанного органа власти должна быть открытой для иных государственных и муниципальных органов власти, учреждений, граждан и иных заинтересованных лиц. При этом концепция открытости органа власти включает в себя три ключевых элемента: понятность, доступность и актуальность информации.
Отметим, что указанные нами принципы деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования носили специальный характер. Однако, на практике стоит отметить, что деятельность контрольно-счетного органа муниципального образования также подчинена ряду общих принципов деятельности органов власти в Российской Федерации:
— принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов власти, который также закреплен в положениях статьи 2 Конституции Российской Федерации;
— принцип верховенства Конституции в деятельности органов власти;
— принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти;
— принцип иерархичности, в рамках которого прослеживается четкая структура органов власти в Российской Федерации.
Представляется, что указанные принципы находят свое применение и в рамках деятельности органов местного самоуправления, в том числе в рамках деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования.